1-го сентября, в крупном французском журнале Les Echos была опубликована большая статья о российском рекламном рынке.
В качестве примера российской наружной рекламы приведен макет, разработанный агентством EURO RSCG Moradpour для бренда J7 компании Вимм-Билль-Данн в рамках кампании «Живи! Играй!" .
В статье приводятся комментарии CEO и Chief Creative Officer агентства Эдуарда Морадпура и вице-президента группы Havas Jacques Seguela.
Во французском телеэфире сейчас можно увидеть рекламный ролик, восхваляющий преимущества платёжных карт системы Eurocard MasterCard, в котором друг друга сменяют идиллические зарисовки из жизни отдыхающей в Египте семьи. На экране появляются цены на различные покупки, которые семья делает во время этого отпуска. Затем камера замирает, чтобы показать восхищённый взгляд маленькой девочки, любующейся пирамидами и сияющими водами Нила. Ролик, созданный агентством McCann Erickson, завершается словами: «Впечатления — бесценны. Есть вещи, которые невозможно купить. Для всего остального есть MasterCard». В Западной Европе по этому шаблону было снято около 200 роликов. Места, где происходило действие роликов менялись, но ключевая фраза оставалась неизменной.
В российской же рекламной кампании — всё иначе. На глазах у семейной пары в ванной ломается старый водопроводный кран. Жена расстроена, и поэтому муж идёт в большой магазин, где на полках выставлены новейшие достижения водопроводной техники. Купив всё, что необходимо, он возвращается домой и делает ремонт. Затем в кадре появляется счастливая жена в банном халате, которая с гордостью обнимает своего мужа. «Хозяин в доме — бесценно. Для всего остального есть MasterCard», — говориться в конце ролика.
В этом ролике обыгрывается мечта множества россиян обладать квартирой и, в частности, ванной комнатой, отремонтированной в соответствии с современными европейскими нормами комфорта. Однако общество потребления — феномен, появившийся в России совсем недавно и характерный только для больших городов. В ролике с определённой долей иронии используется стандартный образ российского мужчины, который, теоретически, должен быть «мастером на все руки"… но в реальности женщины зачастую считают, что их мужья ни на что не способны. Однако «хорошо узнаваемые клише, превозносящие семейные ценности, — именно то, что необходимо очень осторожным рекламодателям», убеждён Эдуард Морадпур — глава филиала Euro RSCG в России Euro RSCG Moradpour. Он считает, что именно крайняя осторожность, не исключающая использование юмора, — является отличительной чертой российской рекламы. Именно этой большой осмотрительностью во многом объясняется посредственный уровень креатива российских рекламных кампаний, в которых к тому же используется множество культурных «кодов». В этом с ним соглашается и большинство его коллег. Некоторые винят слабо развивающееся общество потребления, ограниченное самыми крупными городами, в которых потребитель уже крайне придирчив и находится в курсе новейших тенденций. В российской глубинке же потребители только начинают прикасаться к новому образу жизни. Они плохо знакомы с продуктами, о которых им рассказывают, и еще меньше знают о торговых марках. «Существует значительная часть российского общества, которую рекламные кампании должны познакомить с новыми продуктами, объяснить их необходимость, а это требует использования довольно упрощенного подхода при разработке рекламы», — объясняет Владимир Ризов, директор по медиабаингу агентства Pro Media. Российской рекламе приходиться принимать во внимание оба этих типа потребителей.
«Бедность креативных идей объясняется и острой нехваткой образованных, опытных кадров», — утверждает Леонид Шутов, глава Ogilvy Russia. Парадокс заключается в том, что одновременно с этим все говорят о настоящем буме российского рекламного рынка, который связан с бурным ростом страны. За несколько лет годовой приток инвестиций увеличился на 30%. В 2004 году сумма сделок составляла 3,8 миллиардов долларов, а еще 10 лет назад она равнялась 565 миллионам долларов, согласно данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР). Впечатляющий рост не всегда был постоянным: финансовый кризис 1998 года основательно подкосил рынок.
За эти 10 лет телевидение стало основным рекламным носителем: сейчас оно занимает 44% рынка. Приток средств от рекламы в прошлом году увеличился на 37% против 35% в 2003 году. Этому способствовал небольшой (по сравнению с Западом) рост российских тарифов на рекламу, которые иногда в пять раз дешевле французских. Печатные издания занимают второе место с 31% рынка и выросшими за прошлый год на 28% инвестициями, которые особенно динамично увеличиваются в Москве, занимающей 18% всего рынка и составившей 34% роста в 2004 году.
Такое развитие привлекает внимание западных рекламных агентств, которые занимают на рынке лидирующую позицию благодаря сети местных представительств. Для большинства западных специалистов «Россия наравне с Индией и Китаем является приоритетным участком», — убеждён Жак Сегела, вице-президент Monde d’Havas. В Москве, по словам Лонида Шутова (Ogilvy Russia), представлены все крупнейшие международные агентства, большинство из которых входит в один из двух коммуникационных гигантов Omnicom или WPP. «90-е годы времён правления Бориса Ельцина были тёмным периодом. Закупка медиа была связана с криминалом и контролировалась мафией», — утверждает Жак Сегела. «Преобладание на рынке западных рекламных агентств, а также присутствие множества известных международных рекламодателей стабилизировало и оздоровило бизнес».
Эрик Эльк (Eric Helque)
Большинство специалистов убеждены, что российская реклама должна больше соответствовать западным культурным «кодам», однако есть сектор, который не подчиняется этому правилу — реклама местных продтоваров. «Реклама обыгрывает традиционно русские, этнические мотивы, так как пиво, например, вызывает гораздо больший эмоциональный отклик в отличие от моющих средств», — объясняют в российской рекламной группе Video International. В качестве примера можно привести ролик, рекламирующий марку молока, в котором молочник заигрывает с женщиной, одетой в крестьянскую одежду, на фоне декораций, передающих атмосферу XIX века. В рекламе бисквитов «Причуда» использование персонажа русских народных сказок сочетается… с элементами шпионского блокбастера. Российские пивные производители тоже любят такие приёмы. В рекламе пива «Толстяк» показан персонаж, который пьёт пиво с друзьями на деревенском празднике. Пиво «Сибирская корона» использует в своей рекламной кампании ностальгию по временам Российской Империи. В одном из роликов царь Александр III, выпив пива, начинает с энтузиазмом чертить линию будущей Транссибирской магистрали на карте России. Однако несколько месяцев назад в силу вступил жёсткий закон, в соответствии с которым ТВ ролики могут появляться в эфире только после 22,00, и в них не могут быть использованы образы людей.