Иметь в своем штате специалистов по рекламе и PR сегодня считают своим долгом и металлургические концерны, и птицефабрики. А уж сколько открывается специализированных агентств! Но что означает рост рынка для кандидатов? Попробуем разобраться.
Спрос и предложение
Если судить по открытым источникам в Интернете, за прошедшие полгода количество вакансий в сфере рекламы и PR увеличилось почти в 2 раза. Анализируя заявленные позиции и требования к ним, можно сказать: сегодня работу на рынке рекламы и PR может получить практически каждый специалист. Вопрос лишь в том, какую.
Количество резюме и вакансий в этом сегменте рынка почти уравновешены. Разве что в самом конце 2005 года предложение превысило спрос в 1,6 раза", - отмечает Дмитрий Браверман, руководитель Интернет-проекта RABOTA.RU. Однако при внимательном анализе картина оказывается далеко не столь безоблачной. Действительно, работодатели готовы нанимать специалистов, но их внимание сосредоточено на настоящих профессионалах. Спрос и предложения можно считать сбалансированными численно, но не структурно!
Каждый год на рынок выплескивается большое количество выпускников вузов. Все они ищут работу, но часто не могут предложить своим работодателям ничего, кроме диплома. При этом готовы согласиться на любую зарплату, лишь бы набраться опыта. Молодые специалисты понимают, что завтра преуспеет тот, кто сегодня получит практические навыки. Но не имеет смысла становиться "мастером на все руки". В будущем компаниям будут нужны узкопрофильные специалисты, владеющие мировыми технологиями работы.
Прошли те времена, когда, например, специалист по рекламе отвечал "за все". Сегодня вакансии строго дифференцированы по роду деятельности. Отдельно выделяются позиции в области полиграфии, наружной рекламы, работы со СМИ, медиабаинга, сувенирной продукции и т.п. Здесь от кандидатов даже на стартовые должности требуют знания конкретных участков работы.
Что доступно PR, неподвластно рекламе , считает, что "сегодня наиболее эффективным методом работы с аудиторией становится непрямое воздействие инструментами PR-технологий, поэтому и растет спрос на профессионалов этой сферы".
Многие компании вводят в свое штатное расписание самостоятельную должность специалиста по связям с общественностью, освобождая от этих обязанностей корпоративного менеджера по рекламе. "Наблюдается повышенный спрос на квалифицированных специалистов, - говорит Наталья Кукалец, консультант по подбору специалистов и менеджеров в сфере PR, рекламы и маркетинга компании АНКОР, - это связано, в первую очередь, с укрупнением бизнеса и расширением рекламных и PR-отделов компаний".
Наиболее активно ведут себя на рынке PR-услуг компании, деятельность которых по ряду причин не может быть подкреплена прямой рекламой. Интенсивно привлекают специалистов по связям с общественностью фармацевтические и страховые фирмы, банки и благотворительные фонды. Особенно востребованы "пиарщики" в промышленных компаниях, рассматривающих PR как основной инструмент для продвижения своей продукции, а также в сфере ИТ и телекоммуникаций, в автомобильной промышленности, в консалтинге.
Где творцы?
Эксперты единогласны: работодателям остро необходимы опытные профессионалы, в то время как на рынке преобладают молодые специалисты. Особые сложности испытывают компании, когда необходимо найти "креаторов", способных "слепить" образ рекламной акции или сформулировать PR- концепцию. Успешных кандидатов в этой области крайне мало. Похожая ситуации сложилась и с вакансиями директоров по PR и рекламе. Значительный опыт работы и наличие успешных проектов - эти требованиям практически "отсекают" большинство претендентов.
Константин В., генеральный директор PR-агентства, считает, что, хотя специальность "Связи с общественностью" открыта во многих вузах, "преподавание весьма далеко от реальности. В такой ситуации работодатели вынуждены брать молодых специалистов. Главное, чтобы кандидат умел писать (по их мнению, это главное качество "пиарщика") и просил поменьше денег. В результате число PR-менеджеров растет, вакансий тоже вроде становится больше. А вот количество настоящих профессионалов не увеличивается".
Опыт дорого стоит
Немногочисленная "высшая лига" специалистов гордится успешным опытом проведения рекламных и PR-компаний, реализации собственных проектов. Помимо стандартной деятельности, они могут заниматься разработкой общей рекламной стратегии фирмы, медиа-планированием. "Такие специалисты, как правило, востребованы в специализированных агентствах и западных компаниях. На высших уровнях им предлагают помимо фиксированной оплаты выплату бонусов и участие в принятии стратегических решений".
В качестве любопытной тенденции можно отметить участившиеся случаи "миграции" специалистов из рекламных и PR-агентств на сторону клиента. Квалифицированные кадры предпочитают работать в крупных компаниях, имеющих собственную разветвленную маркетинговую структуру. "Кандидаты, обладающие успешным опытом работы в РА полного цикла, имеющие налаженные контакты со СМИ, буквально "на вес золота". Впечатляющий практический опыт становится решающим аргументом для работодателя, делая не столь принципиальными требования к образованию кандидатов".
Молодо - не зелено
Зарплатные ожидания квалифицированных специалистов за последние два года существенно выросли. Компании регулярно пересматривают уровень оплаты труда с целью удержания ценных сотрудников. "Кандидаты на серьезные позиции готовы рассматривать предложения о смене работы только в том случае, если новая должность предполагает существенное повышение зарплаты или изменение статуса и полномочий", - комментирует Наталья Кукалец. Как следствие такой ситуации, многие компании склонны придерживаться политики воспитания собственных специалистов в области рекламы и PR.
Следует ожидать, что в ближайшие годы количество новоиспеченных рекламщиков и "пиарщиков" не станет меньше. А это значит, что конкуренция между ними усилится. Вероятно, многие будут пытаться приобрести первые профессиональные навыки еще на студенческой скамье, чтобы к моменту получения диплома уже иметь возможность "козырнуть" участием в заметных проектах. Но молодым еще долго не удастся "догнать и перегнать" тех профессионалов, чье становление совпало с развитием российского рынка информационных услуг. Те, кто начинал десять лет назад, сегодня все чаще из наемных сотрудников превращаются в собственников и используют в качестве дешевой "рабсилы" тех, кто решил стать "пиардуном" несколько позже.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ.