Анализ аудитории сети Интернет (2005 год).
Начиная наш обзор российской Интернет-аудитории с 1998 года, мы руководствовались двумя основными причинами. Во-первых, "черный вторник" августа 1998 года кардинально изменил не только численность и структуру аудитории Интернета, но и ее интересы и запросы, а также рынок услуг по предоставлению доступа к Сети. Во-вторых, именно этот год специалисты считают "предысторией" появления Интернет-маркетинга в России, задавшей ему вектор развития и во многом определившей его сегодняшнее состояние. Кроме того, до 1998 года исследования, связанные с развитием Интернета в России, практически не проводились, а имеющаяся информация скудна и имеет массу расхождений.
Основными, на наш взгляд, характеристиками сообщества пользователей Интернета являются его численность, половозрастной состав, география, образование и профессиональный статус. Кроме этого, для нас достаточно интересными будут данные о распределении пользователей по интересам, а также их материальный достаток и частота совершаемых ими покупок в Сети. Один из важнейших показателей, характеризующих перспективность этого рынка, является динамика роста численности аудитории Интернет (см. таблицу 1.). В источниках встречаются различные данные о численности Интернет-аудитории России. Это объясняется не только различием методов сбора информации о пользователях Сети, но и тем, что исследовательские центры до сих пор не пришли к единому мнению о том, какую часть считать аудиторией - регулярных пользователей или всех тех, кто хотя бы раз работал в Сети. В нашем обзоре представлены данные о регулярных пользователях Интернета. На наш взгляд, именно они и составляют собственно аудиторию Рунета. Таблица 1. ЧИСЛЕННОСТЬ АУДИТОРИИ ИНТЕРНЕТ
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Тыс. чел |
1119 |
1540 |
2300 |
3100 |
5100 |
8800 |
10600 |
16500 |
Таблица, представленная выше, наглядно показывает темпы роста численности пользователей Глобальной Сети. Компаниями, изучающими объем и структуру российской Интернет-аудитории, выявлен и подробно описан факт ее прироста в среднем на 10-12% ежеквартально. В целом, специалисты прогнозируют пополнение армии пользователей Интернета в течение 2004 - 2005 годов на 35-40%. Рост численности охваченных этим сравнительно новым для нас средством коммуникации пользователей довольно быстро обратил на себя внимание тех, кто постоянно ищет рынок сбыта - маркетологов и бизнесменов. Такие темпы роста говорят о перспективности данного рынка - реклама здесь дешевле, аудитория не подвластна границам и расстояниям, поиск необходимого прост и удобен. И это еще далеко не все преимущества бизнеса в Интернете. Значительное место в описании аудитории Интернет занимает процентное распределение пользователей с географической точки зрения - по различным округам Российской Федерации. Эта информация особо важна для представителей регионального бизнеса. Она позволяет оценить перспективы развития Интернет-бизнеса в конкретном регионе (городе, области, крае), поскольку содержит материал не только о процентном соотношении, но и о динамике распределения пользователей Сети по территории России. Предложенные в таблице 2 данные представляют собой процентное распределение пользователей по округам. Колебания, которые заметны на графике, говорят не об уменьшении (или увеличении) количества работающих в Сети (такая информация рассмотрена выше), а об увеличении/уменьшении доли пользователей данного региона. Так, например, за последние три года наблюдается уменьшение доли москвичей и петербуржцев в аудитории Интернет и увеличение доли пользователей, проживающих в округах, особенно Центральном, Приволжском, Южном, Сибирском. Это говорит, в первую очередь, о том, что Интернет стал доступнее в глубинке, им стали пользоваться и дома, и на работе, гораздо меньше людей отвечают, что не знают, что такое Глобальная Сеть. А это значит, что люди, ищущие необходимые им товары (услуги), смогут найти их недалеко от дома, что позволит сэкономить время и деньги и покупателю, и продавцу. Таблица 2. ГЕОГРАФИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ
|
1998 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
Москва |
28% |
27% |
20% |
19% |
17% |
С.- Петербург |
12% |
11% |
9% |
11% |
11% |
Северо-Западный |
5% |
5% |
6% |
6% |
7% |
Уральский |
12% |
5% |
6% |
8% |
9% |
Центральный (без Москвы) |
15% |
16% |
16% |
14% |
13% |
Южный |
6% |
8% |
11% |
10% |
9% |
Приволжский |
10% |
12% |
14% |
16% |
15% |
Сибирский |
8% |
12% |
15% |
12% |
14% |
Дальневосточный |
4% |
3% |
3% |
4% |
5% |
За последние годы значительно изменился и половозрастной состав пользователей (см. таблицу 3-4). Если раньше Интернет был большей частью "мужской территорией", то теперь это пространство стремительно осваивают и женщины. Разумеется, это наложило свой отпечаток - разработчики Интернет-проектов начинают ориентироваться на женскую аудиторию, появляются чисто женские информационно-развлекательные порталы, развиваются специализированные бизнес-проекты, предлагающие товары и услуги для женщин. Известно, что женщины - более приятные покупатели, чем мужчины (в том смысле, что гораздо легче расстаются с деньгами и просто обожают делать покупки). Поэтому в электронной коммерции наметились тенденции феминизации предлагаемых товаров и услуг, появилось особое направление в PR -кампаниях, проводимых в Сети. Таблица 3. ПОЛОВОЙ СОСТАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (процентное соотношение)
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Мужчины, % |
84 |
72 |
65 |
60 |
61 |
59 |
56 |
Женщины, % |
16 |
28 |
35 |
40 |
39 |
41 |
44 |
По прогнозам, достаточно скоро женская и мужская аудитории Интернета сравняются, после чего начнется постепенное увеличение доли женщин. В сообщество Интернет-пользователей вольются домохозяйки из обеспеченных семей, женщины - руководители. Кроме того, увеличится число специалистов женского пола в области Интернет-технологий, Интернет-коммерции и т.п. Все это позволяет говорить о перспективах роста "женского" рынка Сети. Миф о том, что Интернет - удел мужчин, безвозвратно уходит в прошлое. Достаточно важным с точки адекватности оценки аудитории Интернет является ее возрастная структура (таблица 4). Если раньше особой популярностью пользовались развлекательные Интернет-проекты, что определяло и возраст пользователей, то сейчас Интернет все чаще используется для поиска полезной информации, растет доля проектов СМИ в Сети, сектор электронной коммерции и т.п. (об этом еще будет сказано ниже). Значительно увеличилась доля пользователей в возрасте 18-44 лет - это самая перспективная группа, наиболее подверженная конвертации в покупателей. Кроме того, увеличивается доля людей старше 60 лет. Как правило, это пенсионеры и еще работающие руководители предприятий. И те, и другие подтверждают факт увеличения количества персональных компьютеров дома и на работе, и, следовательно, увеличения аудитории Интернет. Таблица 4. ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
До 18 лет, % |
12.3 |
12.1 |
11.7 |
10.4 |
11.4 |
9.0 |
9.3 |
18-24, % |
22.7 |
24.9 |
28.3 |
26.6 |
28.6 |
27.0 |
27.3 |
25-34, % |
32.6 |
33.0 |
30.0 |
27.0 |
28.0 |
30.0 |
29.0 |
35-44, % |
21.0 |
18.0 |
17.0 |
18.0 |
20.0 |
21.0 |
21.9 |
45-60, % |
9.8 |
11.0 |
9.4 |
16.0 |
10.4 |
11.1 |
10.8 |
Старше 60 лет, % |
0.6 |
1.0 |
1.6 |
2.0 |
1.6 |
1.9 |
1.7 |
Данные о половозрастном составе пользователей Сети дают возможность производителям и продавцам товаров и услуг скорректировать их маркетинговые стратегии в соответствии с характеристиками потенциальных потребителей. Образование и социальный статус пользователей важны для оценки качества аудитории. Эти показатели могут характеризовать профессиональность использования Интернета, а также способность пользователей Сети адекватно оценивать товары и услуги и покупать их. Таблица 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ
образование |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Неоконченное среднее, % |
1.0 |
1.7 |
3 |
3.2 |
3.8 |
5.6 |
5.5 |
Среднее, % |
9.2 |
9.8 |
10 |
8.5 |
8.3 |
7.4 |
7.5 |
Средне-специальное, % |
10.8 |
10.5 |
11 |
10.5 |
10.2 |
8.7 |
8.6 |
Неоконченное высшее, % |
36.2 |
35.4 |
32 |
34.8 |
32.3 |
30.9 |
32.4 |
Высшее, % |
42.8 |
42.6 |
44 |
43 |
45.3 |
47.5 |
46 |
Сравнительно небольшое количество пользователей, имеющих среднее образование, позволяет предположить, что значительная часть молодых людей приобретают навыки пользования компьютером и Интернетом в ВУЗе. Это предположение подтверждает и количество пользователей, имеющих неполное высшее образование, т.е. еще обучающихся в ВУЗах. Таблица 6. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Руководитель учреждения, глава фирмы, % |
4.3 |
7.7 |
8.2 |
8.9 |
7.8 |
4.8 |
5.2 |
Руководитель среднего звена, % |
13.0 |
15.3 |
15.6 |
15.1 |
15.1 |
14.6 |
15.1 |
Специалист, % |
25.7 |
27.3 |
29.2 |
31.1 |
30.9 |
31.6 |
31.9 |
Служащий, % |
12.7 |
9.6 |
9.1 |
9.4 |
9.5 |
9.6 |
10.1 |
Частный предприниматель, % |
7.8 |
8.7 |
5.5 |
3.9 |
3.2 |
4.6 |
4.7 |
Рабочий, % |
3.1 |
4.7 |
2.9 |
2.8 |
2.5 |
3.0 |
2.7 |
Безработный, % |
2.8 |
1.8 |
1.9 |
2.6 |
2.1 |
2.0 |
2.2 |
Домохозяйка, % |
0.8 |
0.6 |
1.3 |
1.5 |
1.8 |
1.1 |
1.3 |
Студент/Учащийся, % |
26.7 |
23 |
26 |
23.1 |
23.4 |
21 |
20.7 |
Другое |
3.1 |
1.3 |
1.6 |
0.3 |
3.7 |
7.6 |
6.1 |
Социальная структура Интернет-аудитории существенно отличается от социальной структуры населения России. Так, например, доля руководителей среди населения не превышает 7%, а в Интернет-аудитории их пропорция почти в 2,5 раза больше. С другой стороны, почти каждый пятый среди горожан является пенсионером, а в аудитории Сети таких набирается менее одного процента.
Вывод. Сопоставляя демографическую и социальную структуру пользователей Интернетом и распределение соответствующих групп среди всего населения, можно сделать вывод о том, для каких слоев россиян наиболее характерно использование Интернета. В первую очередь, это квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного ранга, студенты и учащиеся. Наиболее активными пользователями всемирной компьютерной сети являются молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет.
Социально-демографический и профессиональный состав российской Интернет-аудитории обуславливает популярность различного рода информации, получаемой пользователями через Сеть, интерес к сайтам разной тематики. Поскольку среди пользователей Интернета большинство составляют молодые люди, как правило, близкие к компьютерным технологиям, наиболее привлекательными являются ресурсы, удовлетворяющие их интерес.
В целом, приведенные выше показатели о демографическом и социальном состоянии Интернет-аудитории позволяют сделать вывод о ее "высоком качестве" и привлекательности для практически любого вида бизнеса. Проведение рекламных кампаний, направленных на воздействие на такую целевую аудиторию, не может не приносить положительных результатов. Об этом свидетельствуют сотни тысяч предприятий, которые успешно осуществляют свою деятельность, частично или полностью интегрируя ее с Интернетом.
Источник:EuroSite
|
Внимание!
Информация, указанная в статьях, может не совпадать с официальной позицией компании Global Site Group. Компания не несет ответственность за достоверность сведений, указных в статьях.
Обращение к авторам статей: все статьи взяты из открытых источников. Наш сайт, не несет ответственность за полноту и правильность размещения, соответствие текста первоисточнику - мы размещаем информацию в том виде, в котором она получена нами на сайтах сети Интернет.
Уважаемый автор статьи, если Вы обнаружите на страницах нашего сайта свою статью и сообщите нам об этом, мы с удовольствием укажем источник.
|