Функция «сделать заказ». Методы функционирования Интернет
магазина
Интернет позволяет сократить число посредников
между производителем товаров или услуг и их потребителем, уменьшить время,
необходимое для совершения сделки. Но электронный бизнес остается виртуальным
лишь до момента заключения сделки, будь то взаимоотношения между компаниями
или между компаниями и частными потребителями. Если говорить об электронных
магазинах, то настоящая их работа, работа с реальным товаром,
начинается уже после того, как покупатель нажал кнопку "сделать заказ".
Товары надо приобрести и доставить на склад, их надо хранить, упаковывать,
перевозить и страховать, их надо доставлять покупателю, предусмотрев,
что тот может вернуть товар или потребовать его замены. При этом, как
правило, магазин должен предложить покупателю еще и возможность выбора
из нескольких вариантов доставки, упаковки и способов оплаты, а зачастую
еще и доступ к истории заказов и возможность отслеживать состояние доставки.
Интернет - торговцам приходится стараться, ведь если сетевой магазин
не может обеспечить должного сервиса, то ему намного труднее удержать
клиентов, чем его офлайновому собрату.
Но получается у интернет - торговцев пока не очень хорошо, даже у западных:
согласно исследованиям Shop.org и Boston Consulting Group (BCG), лишь
около 60 % покупателей интернет - магазинов удовлетворены выполнением
своих заказов. При этом четверть интернет - покупателей утверждали, что
не будут совершать повторные покупки в том интернет - магазине, где они
однажды столкнулись с проблемами доставки товара. Надо добавить, что риск потери клиентов и с трудом завоеванных позиций
на рынке для интернет - магазинов пока отнюдь не компенсируется значительным
снижением издержек, о чем свидетельствуют данные проведенного BCG сравнительного
исследования издержек онлайновых магазинов и фирм, торгующих по бумажным
каталогам. Несмотря на то что и те и другие предоставляют схожие услуги,
выяснилось, что по всем ключевым показателям издержки интернет - торговцев
сегодня выше. Они тратят больше денег на обработку одного заказа (12,50
доллара против 10,30 при продаже по каталогам); заказы в интернет-магазинах
дольше обрабатываются (в среднем 1,8 дня против 1,5 дня); у онлайновых
торговцев меньшее количество заказов, выполненных в срок, - 86 % против
91 % у торговцев по каталогам. Причину невысокой эффективности интернет
- торговли аналитики видят в том, что большая часть онлайновых торговцев
просто недооценивает объемы работ по выполнению заказов.
Западные консультанты выделяют три более или менее четкие стратегии обработки
online - заказов. Первая - передача заказов дистрибуторам или производителям
товаров (drop - shipping), вторая - создание собственного склада (inventory),
третья - передача функции обработки и доставки заказов на аутсорсинг (fulfillment
house).
Передача заказов непосредственно производителю или дистрибутору товаров
хороша тем, что интернет - магазин в этом случае не несет расходов на
складирование и контроль качества товаров. При этом покупатель может даже
не догадываться, что online - торговец вообще не видел товара - магазин,
например, может выслать дистрибутору свои фирменные наклейки. Однако в
этом случае магазин не сможет предоставить покупателю информационную поддержку
в том, что касается процесса обработки и доставки именно его заказа. Главный
же недостаток такого варианта это то, что он, по сути, требует от производителя
или дистрибутора организации прямых продаж. И хотя заказы от online -
магазинов являются для них дополнительным источником прибыли, ее может
оказаться недостаточно для того, чтобы покрыть издержки на организацию
нового канала сбыта.
Аутсорсинг, или передача операций по обработке и доставке заказов, специализированным
fulfillment - компаниям, - относительно новое направление в организации
торговли. Понятие fulfillment включает в себя целый комплекс услуг по
выполнению заказов, начиная с приема заказов и заканчивая доставкой товаров
покупателям. Этот вариант, несмотря на новизну, быстро становится популярным
на Западе. Согласно опросам агентства Jupiter Media Metrix, онлайновые
торговцы считают его наиболее практичным, а треть опрошенных
заявила, что они планируют передать обработку заказов на аутсорсинг уже
в течение ближайшего года.
Пожалуй, единственная, но достаточно серьезная проблема, всегда возникающая
в случае, когда работа с клиентами передается сторонней организации, -
это сохранение конфиденциальности бизнеса, защита информации
от конкурентов. Один из наиболее эффективных способов ее решения - создание
своей fulfillment - компании. Так в апреле 2001 года поступили два крупнейших
германских концерна Spiegel Group и Hermes General Service USA, Inc. (занимается,
в частности, торговлей по каталогам, в том числе Otto и 3Suisse), объявив
о создании совместного предприятия Spiegel - Hermes General Service LLC
(SHGS). Эта fulfillment - компания будет заниматься аутсорсингом логистических
услуг для обоих своих создателей и позволит им снизить издержки на создание,
содержание и развитие собственных структур по обработке заказов для распространения
однотипных товаров.
Пример аналогичного подхода к решению сразу двух проблем - снижения издержек
и сохранения конфиденциальности - можно найти и в России. Входящие в холдинг
eHouse магазины Dostavka, Megashop, Bolero, Wstore, Aromat, Kenga, Cup,
24х7 обслуживаются специально созданной для этого компанией "Скороход".
Впрочем, следует отметить, что передача обработки и доставки заказов на
аутсорсинг выгодна только при большом количестве заказов и, соответственно,
перспективна для достаточно крупного бизнеса.
настоящее время в России электронной коммерцией занимаются небольшие
(за редким исключением) компании с маленькими оборотами, не склонные к
аутсорсингу чего бы ни было, в том числе и обработки
поступающих заказов. Однако анализ динамики развития российского рынка
электронного бизнеса позволяет уверенно предполагать, что количество сделок,
совершаемых с помощью Интернета, будет расти, а это значит, что вопрос
о способе обработки заказов довольно скоро станет актуальным и для российских
интернет - магазинов. Рискнем предположить, что западные тенденции в решении
этого вопроса возобладают и в России.
Источник:
не установлен.
Внимание!
Информация, указанная в статьях, может не совпадать с официальной позицией компании Global Site Group. Компания не несет ответственность за достоверность сведений, указных в статьях.
Обращение к авторам статей: все статьи взяты из открытых источников. Наш сайт, не несет ответственность за полноту и правильность размещения, соответствие текста первоисточнику - мы размещаем информацию в том виде, в котором она получена нами на сайтах сети Интернет.
Уважаемый автор статьи, если Вы обнаружите на страницах нашего сайта свою статью и сообщите нам об этом, мы с удовольствием укажем источник.
|