Приватность в сети Интернет: гарантии приватности.
Для начала – о том, что собственно собой представляет
понятие приватность. Приватность – это право на неприкосновенность частной
жизни, это фундаментальное право человека, находящееся на одно уровне
с правом на жизнь и свободой совести. Специалисты Electric Privacy Information
Center и Privacy Internetional предложили условно разделить приватность
на 4 вида: физическая приватность, территориальная приватность, информационная
приватность (приватность персональных данных), приватность коммуникаций.
Последние 2 самым тесным образом связаны с Интернетом. Ниже будет рассмотрена
приватность персональных данных и коммуникаций в Интернете.
С развитием телекоммуникаций Интернет стал все чаще использоваться органами
государственной власти, общественными объединениями, бизнес-организациями
и частными лицами для удовлетворения различных своих потребностей (личных
и деловых отношений).
В новых законах и нормативных актах появляются упоминания о компьютерных
сетях, электронной почте, цифровой подписи. Но большинство из них не учитывают
специфику Глобальной сети. Попытки государства заняться регулированием
и взять под контроль «сетевую» жизнь в любых ее проявлениях даже с благими
намерениями получаются неэффективными, непродуманными и в какой то степени
неадекватными, что вызывает крайне негативные отклики со стороны общественности
и даже сопротивление.
Фундаментальные права человека – свобода слова, свобода доступа к информации,
право на неприкосновенность частной жизни в Интернете практически незащищены.
Рунет растет и нарушения этих прав и свобод становятся все более частыми
и масштабными. Проблема защиты онлайновой приватности – явление новое
и еще не окрепшее; в России проблемы приватности традиционно не считаются
приоритетными. Возможно, это некие отголоски духа социалистического, который
царил в сознании российских граждан на протяжении долгого времени. На
фоне общей картины систематических и грубых нарушений прав и свобод человека,
ущемление приватности выглядит «незначительным делом», отодвигается на
второстепенный план, а часто – вообще игнорируется. Это усугубляется недоступностью
информации о реальных масштабах нарушений приватности и часто невозможностью
зафиксировать своевременно факт таких нарушений. Кроме того – сама законодательная
база в области Интернета и защиты персональных данных очень неразвита.
Гарантии приватности закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией
каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, п. 1), право на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
(ст. 23, п. 2). Сбор, хранение, использование и распространение информации
о частной жизни человека без его письменного согласия не допускаются (ст.
24, п. 1). Вмешательство в частную жизнь, ограничение тайны телефонных
переговоров и корреспонденции может осуществляться только на основании
закона РФ или судебного решения. В ст. 29 Конституции содержатся гарантии
свободы слова и информационного обмена (права искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом), а также
запрет цензуры. В соответствии с п. 1 ст. 15 Конституции перечисленные
статьи имеют высшую силу и прямое действие.
Конституция РФ устанавливает ограничение прав человека и гражданина в
интересах других лиц (ч. 3, ст. 17), общества (ч. 2 ст. 29), и государства
(ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56). Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ «права
и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Вопросы приватности пользователей Интернета в российском законодательстве
регулируются общими нормами о необходимости защиты частной жизни и персональных
данных. Концепцию информационного регулирования определяет рамочный закон
«Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с
законом государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными.
Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом
к категории ограниченного доступа (государственные тайны и конфиденциальная
информация). К этой категории относятся и персональные данные.
Тайна связи гарантируется федеральным законом «О связи». В ст. 63 этого
закона операторам связи вменяется в обязанность обеспечение тайны связи,
говорится, что «вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление
с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям
электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляется только на основании
решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами».
В законе «О связи» к конфиденциальной информации отнесены «сведения об
абонентах и оказываемых им услугах связи» (ст. 53). Сведения об абонентах-гражданах
запрещается использовать для оказания справочных услуг без письменного
согласия абонентов.
Гарантии прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
определяются в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации». В ст. 5 этого закона оперативно-розыскным органам
вменяется в обязанность обеспечение приватности граждан. В законе также
сказано: «Лицо, полагающее, что действие органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать
эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность прокурору или в суд».
В Российской Федерации существует уголовная ответственность за нарушение
приватности. В ст. 137 Уголовного Кодекса Российской Федерации говорится
о наказании за нарушение неприкосновенности частной жизни, в ст. 138 –
за нарушение тайны связи. Кроме того, в ст. 272 УК РФ установлена ответственность
за несанкционированный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.
Уголовный кодекс предусматривает различные формы наказаний: штраф, исправительные
работы, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, а по ст. 272 в некоторых случаях и лишение
свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 272). Сумма штрафа устанавливается
непосредственно (до 300 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного на
срок до 2 лет.
Гражданский Кодекс РФ (часть 2 статьи 150 ГК РФ) относит неприкосновенность
частной жизни к охраняемым законом нематериальным благам. Сюда также отнесены
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, личная и семейная тайна. Если гражданину причинен моральный
вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его
личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных
законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации
указанного вреда (ст. 151 ГК РФ). В Кодексе об административных правонарушениях
(вступил в действие 1 июля 2002 г.) имеется статья 13.11, в соответствии
с которой "нарушение установленного законом порядка сбора, хранения,
использования или распространения информации о гражданах (персональных
данных)" влечет предупреждение или наказание в виде штрафа. Максимальный
размер штрафа по этой статье – 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ),
для должностных лиц – 10 МРОТ, для юридических лиц – 100 МРОТ. Cтатья
13.14 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность
за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом
(если это не влечет уголовную ответственность), – до 10 МРОТ, для должностных
лиц – до 50 МРОТ. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении
информации также является административным правонарушением (статья 5.39)
и наказывается штрафом до 10 МРОТВ некоторых странах на страже приватности
стоят специальные государственные учреждения. Например, Директива Европейского
союза о защите данных предъявляет законодательству европейских стран жесткие
требования в защите персональных данных. Они включают наличие соответствующей
структуры, которая будет его обеспечивать. Обычно это уполномоченный по
приватности или специальные комиссии или комитеты. Их задачи достаточно
широки: рассмотрение жалоб граждан на вторжение в их частную жизнь, контроль
над исполнением соответствующих законов, экспертиза законотворческих инициатив,
выпуск рекомендаций по сбору и обработке персональных данных и т.д. В
России подобной структуры нет.
Зато существует COPM-2 – система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных
мероприятий в сетях связи, в том числе Интернет. С 1997 г. провайдерам
Интернета вменяется в обязанность установить оборудование, программы и
выделенную линию для местного отделения ФСБ для предоставления сотрудникам
ФСБ возможности дистанционно отслеживать, перехватывать и прерывать связь
любого клиента этого провайдера.
Статья 23 Конституции РФ предусматривает, что для перехвата сообщений
Спецслужбы обязаны получить судебное разрешение. Однако вопрос о выполнении
этих требований достаточно спорный, ведь для доступа к Интернет-трафику
спецслужбам фактически не надо обращаться к провайдерам.
Между тем обеспечение информационных прав пользователей Интернета во
многом зависит от добросовестности и разумности действий провайдеров.
В текстах договоров с различными провайдерам в большинстве случаев упоминание
о конфиденциальности данных клиентов вообще отсутствуют. Лишь в немногих
случаях есть гарантии приватности, но непременно с оговоркой «кроме случаев,
предусмотренных законодательством», ибо в таких случаях провайдерам приходится
выбирать между сотрудничеством с органами либо лишением лицензии. Не удивительно,
что выбор падает на первый вариант.
Конфиденциальность приватных данных зависит и от владельцев сетевых ресурсов.
Их отношение к собираемым ими персональным данным представляет собой довольно
любопытный аспект саморегулирования в Интернет. К таким ресурсам стоит
отнести многочисленные Интернет-магазины, в которых сейчас можно приобрести
все что душе угодно. Часть таких магазинов представляет собой полнофункциональные
онлайновые магазины, в которых товары можно отбирать и откладывать в «корзину
покупок». Другая часть позволяет делать на сайте заказ. Причем в некоторых
случаях регистрация перед покупкой или заказом обязательна, в некоторых
– носит добровольный характер, в большинстве же случаев – просто напросто
отсутствует, есть только форма заказа. А вот гарантий об обеспечении конфиденциальности
и данных о том, как осуществляется защита информации – нет опять же в
большинстве случаев опять же в большинстве случаев.
На большинстве подобных сайтов обязательно включение cookies в броузере
клиента. Что это такое описывать не буду, думаю все знакомы с этими файлами-хранителями
информации. На российских серверах крайне редко встречаются предупреждения
об использовании cookies. В лучшем случае это инструкции как изменить
настройки броузера, чтобы разрешить cookies.
Не секрет, что в России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, широко
распространены нелегальные сбор и распространение информации о частных
лицах и организациях. Популярностью пользуются базы данных по владельцам
квартир, земельных участков, автомобилей, адресные и телефонные базы,
базы данных паспортов и загранпаспортов российских граждан, сведение о
предпринимателях и многое другое. Все это без проблем можно купить на
черных рынках, в метро, через Интернет, иногда даже просто на улице.
Правовой статус баз персональных данных остается неопределенным. Наличие
в Конституции гарантии н6еприкосновенности частной жизни и принцип прямого
действия самой Конституции правоохранительные органы, как правило, считают
недостаточным для возбуждения уголовного дела.
Итак, право на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации
поддерживается Конституцией, рядом международных соглашений и федеральных
законов. В УК РФ предусмотрены санкции за нарушение приватности, в основном
– штрафы. Специальные законы «Об Интернете» и о персональных данных отсутствуют.
Законотворческий процесс идет медленно и бессистемно. Специальные органы
или структуры по защите приватности тоже отсутствуют. Проблемам связи
уделяется мало внимания со стороны провайдеров и операторов связи, за
исключением, пожалуй, спама. И то борьба с этой заразой – не отличается
особой эффективностью.
В общем, нет практически никаких гарантий, что данные, оставленные пользователем
в анкете, форме заказа или регистрации, не будут использованы не по назначению,
не будут проданы в виде баз данных. И что права на неприкосновенность
частной жизни не будут таким образом нарушены. И таких гарантий не будет,
пока не будет соответствующих законов и соблюдения их. Пока же остается
уповать только на собственные средства защиты, шифрование данных и благоразумие
тех, кому миллионы людей доверяют информацию о себе.
Источник:
не указан
Внимание!
Информация, указанная в статьях, может не совпадать с официальной позицией компании Global Site Group. Компания не несет ответственность за достоверность сведений, указных в статьях.
Обращение к авторам статей: все статьи взяты из открытых источников. Наш сайт, не несет ответственность за полноту и правильность размещения, соответствие текста первоисточнику - мы размещаем информацию в том виде, в котором она получена нами на сайтах сети Интернет.
Уважаемый автор статьи, если Вы обнаружите на страницах нашего сайта свою статью и сообщите нам об этом, мы с удовольствием укажем источник.
|